Досудебное урегулирование арбитражных споров

Досудебное урегулирование арбитражных споров с 1 июля 2016 года стал одним из официальных и неизбежных этапов рассмотрения дел в арбитражном процессе. Сюда включается составление и предоставление претензии оппоненту. Данное действие стоит производить перед подачей искового заявления в судебную инстанцию. Досудебное урегулирование арбитражных споров также называется претензионным порядком, так как подразумевает обмен претензиями действующих сторон, в виде хозяйствующих субъектов. Сам механизм обмена, естественно, не является частью судебного разбирательства и рассмотрения иска.

Обязательно ли отправлять претензию?

Первоначально, досудебное урегулирование арбитражных споров могло быть инициировано любой из сторон при соблюдении нарушения прав и интересов в данной сфере. Сейчас же досудебное урегулирование арбитражных споров – один из главных этапов рассмотрения дела, если оно касается гражданских правоотношений. Этот пункт указан в АКП РФ. И еще раз повторимся, он гласит о том, что прежде, чем совершить обращение в суд, необходимо отправить претензию контрагенту. Также обращение с просьбой в оказании судебного разбирательства должно быть предъявлено по истечении срока в 30 дней после отправки претензии или игнорировании обращения. Влияние могут оказать и другие условия, указанные в заключенном ранее договоре между сторонами, которые участвуют в решении возникшего спора арбитражного процесса.

Что представляет собой претензия, как документ?

Претензия может быть использована не только в случаях досудебного урегулирования арбитражных споров, но и при необходимости решения любой спорной ситуации. Например, при возникновении проблем в сфере бизнеса между партнёрами. Считается, что предъявить претензию – наиболее рациональный способ решения вопроса, чем инициирование судебного разбирательства.

Как ни странно, но образцовой формы такого важного документа, как претензия в процессе досудебного урегулирования арбитражных споров пока что не существует. Поэтому важно соблюдать при составлении некоторые нюансы. Лучше всего обратиться к квалифицированному специалисту – юристу ЕАС. Должны быть указаны реквизиты истца и ответчика; требования; доказательства, подтверждающие нарушение; сумма требуемой компенсации и дополнительные необходимые документы.

Претензия должна быть направлена в письменной виде и указывать цель своего существования — требование, восстановление и соблюдение законных прав и интересов, которые были нарушены ответчиком.

Соответственно, для стороны, которая осознает полное нарушение прав противоположной более разумно будет устранить причину возникновения разногласий.

Нужно ли обращаться к юристу при составлении претензии?

При «любительском» отношении к подходу решения любой ситуации, вас могут ожидать непредвиденные проблемы. Кажется, что написать и исполнить требование досудебного урегулирования споров в арбитражном процессе в виде претензии, довольно легко и просто.  Важно даже на первоначальном этапе — при составлении претензии, обратиться к специалисту. В судебной практике часто встречаются случаи, когда даже только на этапе рассмотрения дела истец получает отказ.  Поскольку не было соблюден претензионный порядок и грамотное составление самой претензии. В действительности, каждый случай требует индивидуального подхода и обращение на каждые детали. Здесь не подойдут универсальные образцы и формы заявлений, и скорее всего вы не сможете самостоятельно компетентно указать нужную информацию.

Не менее важно, выбрать юриста, имеющего опыт в досудебном урегулировании споров в арбитражном процессе. Даже сами профессионалы в данной области юриспруденции говорят, что именно опыт и практика, приходящие с годами, помогают более профессионально оказать помощь обратившемуся клиенту.

В каких случаях претензия является обязательной?

Жизненные ситуации бывают разные. Однако, мы часто встречаемся с нарушением прав и интересов одной из сторон, несоблюдения пунктов составленного договора и так далее. Несмотря на то, что сотрудничество и взаимопомощь двух сторон совершалась на протяжении многих лет, не многие приходят к решению ситуации в досудебном урегулировании арбитражных споров, не доводя дело до суда. Большинство людей недооценивают значимость и необременительность претензий, как возможность досудебного урегулирования споров в арбитражном процессе. Она поможет избежать эмоциональных расстройств, лишней затраты денег и вашего времени. Но при каких же конкретных случаях можно и нужно предъявить свои требования о нарушениях?

Например, при возникновении спора о:

  1. Выплате санкций
  2. Взыскание платежей в обязательном порядке
  3. Требование выплат в виде налоговых санкций от физически х и юридических лиц
  4. Отказ в регистрации юридических лиц и ИП
  5. Изменение, расторжение договора об уплате алиментов
  6. Расторжение договора банковского счёта
  7. Договор перевалки груза

Данный перечень причин не включает в себя все темы, которые можно решить путём досудебного урегулирования споров в арбитражном процессе.

Каким образом доказать, что претензия была отправлена?

При невозможности решать вопрос путём досудебного урегулирования споров в арбитражном процессе, возникает необходимость обращения в судебную инстанцию. Естественно, при рассмотрении дела суд обратит внимание на обязательный претензионный порядок. То есть была составлена ли претензия в соответствии с законодательством, отправлена и получена ли контрагентом. При несоблюдении одного из вышеперечисленных положений суд в праве отказать в рассмотрении вашего дела. Возникает вряд вопросов. Одним из них может являться вопрос о подтверждении получения информации, заключающейся в претензии ответчиком. Есть несколько вариантов, грамотного предоставления доказательств в ходе судебного разбирательства о том, что путём досудебного урегулирования спора в арбитражном процессе было совершено.

  1. Можно воспользоваться услугами личного курьера. Как подтверждающий акт в суде будет служить накладная. В ней будет указан список содержимого в посылке.
  2. Еще один вариант заключается в отправлении претензии письмом. Лучше, чтобы посылка была оформлена с уведомлением о вручении и описью. В этом случае, предоставьте суду квитанцию с почты.
  3. Самый лучший план – доставить претензию в личном порядке представителю и самому ответчику и потребовать роспись. Не возникнет сомнений в предоставлении и попытке урегулировать арбитражный спор в досудебном порядке, если на копии предоставляемого документа будет стоять печать оппонента. Но данное обстоятельство может быть осложнено отсутствием печати у юридического лица или ИП за ненадобностью.

Во всех случаях лучше всего, если лицо, имеющее полномочия на получения претензии, укажет информацию в виде фамилии, инициалов и должности.

В каких случаях суд может отказать в рассмотрении дела?

Соответственно, как и говорилось раньше, первая и самая главная причина – несоблюдение досудебного урегулирования арбитражных споров. Под этим понятием следует понимать: неосуществление предъявления претензии, сбой процедуры предъявления, игнорирование или подача ответа в неположенный срок.

Последствия

Среди последствий неграмотной попытки досудебного урегулирования арбитражных споров, одним из самых значительных можно считать затруднение в процессе судебного производства. В таком случае иск либо возвращается, либо остается без анализа и решения судебной инстанции. Среди последствий также можно назвать оказание негативного влияния на количество и осуществимость рассмотрения исков.

Помощь юриста

Юристы ЕАС помогут вам взять на себя обязательства в последовательном и детальном изучении каждого вашего конкретного вопроса. Оказание услуг специалиста также включает в себя рассмотрение ситуации и проработке спорного вопроса для избегания повторного возникновения. Юрист грамотно подготовит документацию, разработает стратегию ведения дела и продумает тактику ведения разговора с оппонентом.